kurush1 - Блог Максима Гардуса (kurush1) wrote,
kurush1 - Блог Максима Гардуса
kurush1

"Где живут демоны?" - рецензия

Ответ на этот вопрос пытался найти французский режиссер Брюно Дюмон в своем новом фильме «Hors Satan» («Вне сатаны», 2011).
Украинскому зрителю ознакомиться с этой лентой дал возможность 41-й Киевский международный кинофестиваль «Молодость» в своей программе «French connection».
Брюно Дюмон известен, в первую очередь, своими изысканиями на философские, религиозные и психологические темы. Что, впрочем,не удивительно для бывшего университетского преподавателя «любомудрия».
Так что снимать социальную драму с неявным религиозным подтекстом ему вовсе не внове. Первым его фильмом был «Жизнь Иисуса» (1996), потом была «Человечность» (1999). Это ленты, посвященные трудной, мучительной борьбе в душах людей. В целом — проигранной борьбе.Фильмы свои режиссер снимает долго и тщательно. Посудите сами — всего 6 лент за ту четверть века, когда он занимается полным метром.Но тщательность эта дает свои плоды — игра актеров выверена и глубока. 95% смысловой нагрузки передается мимикой, так как диалогов очень мало.
Искусственно замедленное развитие фильма еще больше затормаживает поразительные пейзажные съемки. Лично у меня природа в исполнении Дюмона вызвала воспоминания о «Сталкере» Андрея Тарковского.

Тоже медленное, медитативное созерцание героями пейзажей. Медленное настолько, что позволяет углубиться в медитацию самому зрителю — и прочитать невыраженные словами истории героев, услышать их мысли и проникнуться настроением. Не понятно, как это происходит, но зеленые деревья под
ярким небом умудряются создать атмосферу большей тоски и безнадежности, чем сотни черно-серо-пластиковых голливудских мордоров. Природа в творчестве Дюмона играет традиционно важную роль. Как отметил режиссер в своем интервью по фильму «Фландрия», описывая тунисскую пустыню: «Это — воплощение на экране темы ада, которое материализует ад в нашей
душе».
В «Hors Satan» такое ощущение передает долгий, около 10 минут экранного времени, пеший марш по полям, лесополосам и холмам выпущенного из полицейского участка демона. Да и само место, избранное бродягой в качестве пристанища — так же характерно: развалины кирпичной стены в метр высотой с прислоненной к ним жердью на дне песчаного карьера. Эта картина резко отличается, от, например, шикарного многолюдного офиса демона в «Адвокате дьявола». Другими словами, демона Дюмона от демона
Хэкфорда отличает одиночество и неустроенность. Важно заметить, что эта часть режиссерского замысла не могла быть реализована без крайне тщательной операторской работы. Именно поэтомуДюмон и пригласил к сотрудничеству своего давнего соратника — известного бельгийского кинооператора, лауреата премии Каннского фестиваля, Ива Капа. Их совместная работа уже не единожды приносила свои плоды: вместе они сняли «Человечность» в 1999-м, «Фландрию» в 2006-м и «Хадевейх» в 2009-м.

Значительную часть экранного времени актеры пребывают в одиночестве, в поисках ответов на вызовы и угрозы, приходящие извне.

Хотя...

Если подумать, то даже когда герои встречаются, между ними висит непонимание столь глубокое, что очевидно — вдвоем они так же одиноки. Если не больше. Герои одиноки в поле, лесу, на берегу моря и пруда.Одиноки в облезлом доме, уродливом сарае, в жалкой комнате.

Они одиноки даже занимаясь сексом. Кстати, сцену антипорнографического, отталкивающего полового акта, Дюмон применяет не первый раз, она уже была в предыдущей работе «Хадевейх».

Герои не общаются друг с другом. Да и с кем общаться? Одним из главных героев фильма, традиционно для режиссера, выступает беспросветная провинциальная скука. Героиня перекидывается буквально парой фраз с матерью после кончины отчима. Да и само убийство происходит после диалога длиной в 3-4 фразы. Провинция (и одиночество в ней) находится, по сути, в фокусе внимания всех работ Дюмона.

Он показывает, что малый размер общины вовсе не является гарантией близости в эмоциональном плане. Люди в деревне заперты в своих проблемах. Они живут с полными незнакомцами — в одном селе, на одной улице, в одном доме. И попыток познакомиться, открыться, узнать друг друга даже не делают.


Повторюсь, герои не общаются друг с другом. Не поддерживают, не помогают, не лечат душевные раны. В их душе явно пусто. Но душа — святое место.

А оно, как известно, пусто не бывает.

И вот, в этой пустоте заводятся демоны, и они появляются вовсе не из ада. Они вырастают из обычных фантазий и желаний, не нашедших адекватного выхода. Если бы собачник обсудил свои чувства с друзьями, если бы сторож мог выговориться — их нормальная человеческая симпатия к девушке не стала бы трагедией, уничтожившей его и ее жизнь. Так желания выросли из простых глупых мыслей в огромных чудовищ, подчинивших жизнь главных героев себе. И погубивших их.

Фильм наиболее удивителен именно этим — пожранные своими мрачными страстями и пороками люди в нем выглядят намного отвратительней и уродливей жалкого и потрепанного демона-бродяги. И оказываются опасней и злее его. Это странно.
Но именно это и подводит зрителя к ответу на главный вопрос фильма — где же, в самом деле, живут демоны?
А они живут в людях.
Вне сатаны.

Оригинал - в kievreport.

Tags: культура
Subscribe
promo kurush1 february 8, 2011 10:49 16
Buy for 10 tokens
Здесь будет идти речь практически только о не признанных официальным московским патриархатом иконах (хотя и многие «признанные» святые и иконы ничуть не лучше, вспомнить хотя бы Николая II или столь активно насаждаемый в столичной православной среде культ Матроны Московской). Сразу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments