kurush1 - Блог Максима Гардуса (kurush1) wrote,
kurush1 - Блог Максима Гардуса
kurush1

О неминуемости поражения твиттерных революций

Безлидерность расценивалось как преимущество революционных событий в Тунисе, Египте и др. Однако не стоит разделять эти восторги. Ведь именно стихийность и неструктурированность революционного движения станет причиной полного краха революций, неминуемой реставрации и горьком разочаровании в дальнейшем.

Так называемая «самоорганизация» народа при помощи «новых медиа» и социальных сетей вызывал у аналитиков умиленное восхищение. А то как же – ведь народ поднялся сам, без помощи старых политиков, заплесневевших партий и продажных СМИ.
 

На фото: безыдейные повстанцы
 
Однако не стоит разделять эти восторги. Ведь именно стихийность и неструктурированность революционного движения станет причиной полного краха революций, неминуемой реставрации и горьком разочаровании в дальнейшем.
 
Что есть революция?
 
У этого понятия есть множество определений. Более того, индустрия рекламы чрезвычайно опошлила слово, постоянно называя каждый выпуск носков нового цвета либо более толстых гамбургеров «революцией».
В рамках исследуемого объекта эффективна следующая дефиниция.
 
Революция – это запланированный насильственный переход от одной социальной формации (политический строй, форма государственного правления, политический режим, форма государства) к другой.
 
Именно такое определение позволяет избежать субъективности в оценках – «Если восстали «хорошие» - это революция, а если «плохие» - то это заговор».
 
Исходя из этого определения, например, очевидно, «Великая Октябрьская социалистическая революция» революцией была - так как произошли смены: формы государственного правления, политического устройства, политического режима и социального строя.
 
 
На фото: Вождь революции, имеющий план преобразований
 
А, например, «Оранжевая революция» революцией не являлась – так как ни один из признаков государства изменен не был.
 
Программа перехода от одного состояния другому, а так же причины необходимости такого перехода и обоснование его справедливости называются идеологией.
 
Идеология – краткая инструкция по построению
Что такое идеология и как она формируется?
 
Идеология – это картина желаемого будущего и пути его построения.
 
Идеология описывает превалирующую в обществе систему обмена. Чем? В первую очередь – властью, правами и материальными ценностями.
 
Социальная группа, получающая выгоду от этого обмена и является носителем идеологии, ее защитником и реализатором. Редко – разработчиком. Большинство идеологий сотворены теоретиками, а не практиками. Почти всегда – не принадлежащими к правящей социальной группе.
 
Построение новой идеологии всегда складывается из нескольких этапов, разной степени субъективности и объективности.
 
Стадия 1. Анализ существующего разделения общества на социальные группы (СГ) - классы, сословия, касты и прочее, с определением их иерархии.
 
Социальных, а не гендерных групп! Принадлежность к последним, бесспорно, важна. Да вот только она не является основой для принятия политических решений. Не может быть идеологии женской, пенсионерской, молодежной и студенческой.
 
Говоря о разделении на СГ, следует отталкиваться от признака, в соответствии с которым оно происходит.
Традиционные признаки:
- родственные отношения
- отношение к военному делу
- происхождение
- религия
- обладание собственностью, в т.ч., на средства производства
- этнос, нация, раса
- место в цепочке потребления
Некоторые современные мыслители (например, Я.Зодерквист) предлагают новый признак – отношение к генерации информации (нетократы, креативный класс и т.п.).
 
Стадия 2. Анализ системы обмена между ними (например, брахманы дают всем смысл, кшатрии – силу, вайшьи – деньги, щудры - пищу).
 

На фото: БГ 18.41: «Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отличаются качествами, порождаемыми их собственной природой, в соответствии с материальными гунами, о покоритель врагов».
 
Стадия 3. Субъективизация: для какой СГ создается идеология.? Это очень важный момент. Особенно, в разбалованной 20-ю годами воинствующего популизма Украине и постсоветском пространстве вообще. Обычно авторы идеологических построений и партийных программ лицемерно декларируют намерение «раздать сестрам по серьгам», утверждая мифическое равенство всех со всеми во всем. Путая при этом равенство в правах с равенством в социальных ролях.
 
Стадия 4. Расстановка приоритетов. Идеология не может описывать государство всеобщего счастья и сытости. Она всегда описывает, по сути, систему распределения – кто и в какой степени более сыт и почему.
 
Таким образом, идеология:
1) Именует ту СГ, которая, по замыслу проектантов, должна стать ведущей в системе обмена.
2) Аргументирует этот приоритет миссией, целью и задачами правящей СГ по отношению к
А. остальным СГ;
Б. задачами, стоящими перед обществом в целом;
3) Описывает миссии, цели и задачи всех остальных СГ, их роль в системе обмена.
 
Стадия 5. Описания ключевых различий между существующей и желаемой системами.
 
Стадия 6. И только после этого становится реалистичным завершающий этап - создание программы действий, обеспечивающей переход от существующей системы к желаемой.
 
 

На фото: Страта реализует программу перехода - Э.Гоу. «Оливер Кромвель распускает Долгий парламент»
 
Схема максимально упрощена. Тем не менее, основные этапы формирования идеологий она все же описывает. При чем, схема очень строга и не допускает отклонений.
 
Ведь если разработчики уклонятся в теоретизирование – то создадут еще один кружок прекраснодумцев, бродящих по ток-шоу и высказывающих мудрые мысли для создания демократического антуража хозяевам
Настоящего.
 
А если уклонятся в «риалполитик» - то создадут очередную партию-пустышку «всем- все», прыгающую в подтанцовке у все тех же хозяев Настоящего.
 
Очевидно, что если идеологии нет – то и переход невозможен. Общество остается тем же, просто меняются имена некоторых игроков и названия институтов.
 
Идти некому, некуда и незачем
Что до соцсетей – то сам по себе доступ и умение владеть какой-либо машиной (паровозом, мельницей, интернетом, кофемолкой, наконец) не является фактором, определяющим положение в социальной иерархии. Машинист паровоза и владелец железнодорожной компании это ярко доказывают.
 
Соответственно, навык не может быть основой для самоопределения для социальной страты с политическим интересами.
 
Как ни странно, но именно наличие такой машины, как интернет, и стало препятствием для выработки стратегического видения восставшими. Эмоциональный призыв к действию «побежали» распространяется настолько быстро, что у реципиента сообщения не остается времени на обдумывание цели забега.
Безлидерная «революция», по сути, стала гигантским продолжением такого постмодернистского явления, как флэш-моб.
 

На фото: флешмоберы бьются подушками
 
Огромная толпа собралась, и сделала бессмысленное, но эмоциональное действие. Много фоток ВКонтакте и видео на CNN. «Смотри, это я стою на сожженном танке! – Вау!». И разошлась по домам. Сотни трупов и миллиардные потери – но не это главное.
 
Главное: у действия нет ни истории, ни перспективы.
 
«Мятеж флеш-мобберов» не имеет ни картины будущего, ни плана его приближения, ни команды, ответственной за выполнение плана.
 
В этой ситуации Реставрация - процесс логичный и неизбежный. Пускай у контрреволюционеров совершенно нет видения будущего как Иного. Их Будущее, на самом деле, это вечно длящееся Настоящее. Но картина эта осязаема, понятна и реалистична. И она неизбежно занимает пустое место, оставшееся после флеш-моба.
И мы видим, что акторами восстановления «вечного настоящего» уже выступили: военная хунта в Египте, бюрократическая клика в Тунисе, олигархическая Партия регионов – в Украине, номенклатурная Социал-демократической партия – в Кыргызстане.
 
Крестьяне с вилами и смартфонами
Если «мятежи флэш-мобберов» революциями не являются, это не значит, что данное явление не имеет аналогов в истории вовсе.
 
Отнюдь.
Такие мятежи – прямой аналог крестьянских восстаний. Вызванные негативной эмоциональной оценкой реальности, но не имеющие видения перехода к цели, бунты происходили повсеместно и довольно часто. Иногда они охватывали значительные территории, задействовали большое количество людей и длились годами. То есть, переходили в Крестьянские войны. И, тем не мене, они всегда терпели сокрушительные поражения. По той же причине – у них не было картины будущего, а только ненависть к настоящему.
Все это крайне важно в свете постоянно длящейся дискуссии – произойдут ли события, аналогичные арабским, на постсоветском пространстве. Называют самых очевидных кандидатов - Россию, Беларусь, Украину, Армению.
 
Эмоциональный фон таких дискуссий в виде недовольства негативными явлениями в обществе (коррупцией, бедностью, безработицей) понятен. Понятен даже фон эстетический – подросткам баррикады, шум и ощущение безграничной правоты кажется более романтичными, чем хождение в аудитории на учебу или в офис на работу.
 

На фото: крестьяне со смартфонами
 
Однако – произойдет ли очередной Майдан в этих странах или нет – абсолютно не важно. Улюлюкание, флагомахание и массовые убийства при условии отсутствия идеологической политической силы во главе не способны изменить реальность.
 
Настоящее – слабее будущего.
Но.
Настоящее – сильнее пустоты.
Таким образом, невежественный крестьянин с вилами, поджигающий барский дом, и выпускник университета, твитящий френдам линки на флэш-мобы – братья-близнецы.
Оба закончат одинаково.
Настоящее их победит.

 

 Максим Гардус, «Третий Путь»
Tags: идеология, международные отношения, политика
Subscribe
promo kurush1 february 8, 2011 10:49 16
Buy for 10 tokens
Здесь будет идти речь практически только о не признанных официальным московским патриархатом иконах (хотя и многие «признанные» святые и иконы ничуть не лучше, вспомнить хотя бы Николая II или столь активно насаждаемый в столичной православной среде культ Матроны Московской). Сразу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments