kurush1 - Блог Максима Гардуса (kurush1) wrote,
kurush1 - Блог Максима Гардуса
kurush1

Вывод науки: рост экономики зависит от морского потенциала

Научные работники Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины доказали, что без опережающего развития морского транспортного комплекса нет возможности ускоренного экономического развития нашего государства.

Стратегический приоритет развития Украины – это формирование ее в качестве морского государства. Такой статус, оказывается, закреплен не только законодательными актами, но и множеством программ, партнерских проектов, международных инвестиционных договоров, научных разработок. Однако любая, даже самая благая идея, должна иметь ресурсный потенциал для своего развития, и не в последнюю очередь потенциал интеллектуальный. Что может предложить Одесса, как морской город с богатой историей и традициями, рассуждает к.э.н., старший научный сотрудник отдела рынка транспортных услуг Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Светлана Ильченко.

 – Светлана Витальевна, в последнее время все процессы в обществе крайне динамичны, что может предложить научное сообщество?

– Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что работа института многопрофильная, она не ограничивается только морским статусом Украины. Наши ученые принимают непосредственное участие в формировании стратегии развития Украины как социального государства с развитой экономикой и достойным уровнем жизни своих граждан.

 

– Но ваши научные разработки все же сконцентрированы на проблемах транспорта?

– Отдел рынка транспортных услуг института, созданный, кстати, 40 лет назад, изначально назывался отделом экономики и организации морского транспорта. С возникновением независимого государства задачи стали другими, потребовалось решение комплексного развития транспортной системы страны в условиях рынка. И мы стали именоваться отделом рынка транспортных услуг, а работы ученых охватили самые «болевые» точки транспортной системы страны в целом.

 

– Известно, что в разработке морской транспортной политики государства самое непосредственное участие принимал институт и, в частности, отдел рынка транспортных услуг.

– Морская держава изначально должна иметь условия и предпосылки для эффективного развития морской деятельности – и это не только удобное расположение морских путей и развитые морские коммуникации, но и соответствующий экономический базис, решение вопросов безопасности, экологичности и т.д. При этом собственно морская держава – это государство, реализующее национальную морскую политику в области владения морским пространством и экономического обладания морем. Речь идет о модели государства, которое позиционирует себя не в качестве морской державы регионального масштаба, а в качестве полноценного участника международного сообщества. Научными работниками отдела доказано, что без опережающего развития морского транспортного комплекса нет возможности ускоренного экономического развития нашего государства.

 

– Какого характера работы приходилось выполнять ученым института?

– Наши специалисты участвовали в подготовке Решения СНБО Украины «Про заходи щодо забезпечення розвитку України як морської держави», подготовили первую редакцию Морской доктрины Украины, утвержденную постановлением Кабинета Министров, и первую редакцию закона Украины «Про морську політику України», которая находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах. Ученые отдела подготовили и направили в органы исполнительной власти докладные записки по решению актуальных проблем развития транспортного комплекса Украины, в том числе касающиеся стоимости экспорта зерновых и транзита нефтегрузов через порты Украины, переданные непосредственно в Кабмин.

Теоретико-методологические основы формирования национальной морской политики Украины ученые отдела начали разрабатывать еще с конца 80-х годов. В значительной степени благодаря их усилиям в стране сохранились и эффективно развиваются паромный флот и оперирующие им предприятия, морские агентства Инфлот и другие. В 2002-2003 гг. под руководством профессора Алексея Котлубая в Министерстве транспорта и связи выполнена Многоцелевая программа развития объединения «Украинский коммерческий флот», в которой были заложены современные принципы развития судоходства. Одними из последних проводимых в отделе исследований были разработки экономического механизма упорядочения прохождения территорией Украины транзитных и внешнеторговых грузов при участии морского и внутреннего водного транспорта. Результатом этой работы стала подготовка проекта соответствующих Национальных правил ценообразования и правил доступа клиентуры к инфраструктуре, ценообразование услуг и т.д.

 

– Проводя исследования и предлагая пути решения проблем, какие вы выделите первоочередные меры для того, чтобы Украина сохранила и укрепила себя в качестве морского государства?

– Важность морских транспортных услуг для экономического развития страны имеет разноплановый характер. Морской и внутренний водный транспорт являются важной подотраслью экономической деятельности, они влияют на развитие внешней торговли государства, а также таких отраслей, как судостроение, судоремонт, сталелитейная промышленность и т.д. Выбор целей развития в отрасли имеет комплексный характер и связан с технологическим и структурным развитием, для которого во многих странах, в отличие от Украины, нет достаточно ресурсов и ноу-хау. Очевидно, что необходимо создавать собственную систему обеспечения национальной внешней торговли с учетом требований и опыта мирового рынка, где все звенья (производство, потребление, торговля и транспортировка) находятся в тесной взаимосвязи с торгово-промышленным судоходством. В этой системе взаимодействие отдельных видов транспорта трансформируется в качественно новый вид – транспортно-технологическую систему продвижения соответствующих групп грузов к мировым и региональным товарным рынкам, что сегодня особенно важно в условиях острой конкуренции, когда каждому участнику рынка необходимо выискивать ресурсы добавленной стоимости. И если нет возможности эффективно использовать морское судоходство, одну из ведущих отраслей экономики страны, тормозиться развитие всей экономики Украины. Ведь мировой опыт говорит о том, что каждый доллар, вложенный в развитие судоходства, создает условия и стимулирует вложение еще 2-3 долларов в другие сферы экономической деятельности. Самого высокого уровня экономического развития достигают те страны, которые на первом этапе, даже не имея такой грузовой базы, как в Украине, концентрируют усилия на развитии морского судоходства и связанных с ним сферах экономической деятельности, прежде всего судостроении и транспортном сервисе.

 

– Если речь идет о комплексном развитии транспортной системы страны, то каковы направления вашей деятельности в отношении других видов транспорта – железнодорожного, автомобильного, авиационного? Тем более, что страна стремительно готовится к футбольному первенству Европы в 2012 году.

– Безусловно, не обойдены вниманием и эти направления. Только за последние годы нами проведен анализ и разработаны рекомендации в отношении технико-экономического состояния объектов инфраструктуры и производственных фондов не только Одесской, но также Николаевской и Херсонской областей, мы активно сотрудничали с руководством города Одессы и Одесской области при формировании Концепции организации пассажирских перевозок в городе и области. Даже неспециалисту понятно, что проблем намного больше, чем возможностей их решения. Анализ современных тенденций и проблем развития инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода. И это касается не только транспортной, но и социальной инфраструктуры, инфраструктуры предоставления услуг, водоснабжения и водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов и т.д.

Что касается транспорта, то основные фонды обновляются недостаточными темпами. И это касается абсолютно всех регионов Украины. Износ основных фондов достиг 70% и продолжает расти. При этом финансово-экономические механизмы, в первую очередь те, которые обеспечивают воспроизводство основных фондов, и инновации недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям как экономики регионов, так и транспортного комплекса страны в целом. По нашем расчетам, для достижения европейского уровня потребность страны в дорогах составляет 1,5 млн км, или практически в два раза больше, чем существующая сеть дорог. До 20% автомагистралей работают в режиме перегрузки, а подходы ко всем крупным городам стали постоянной проблемой в потоке пассажиров и грузов. При этом растущие на дорожную сеть нагрузки все больше ограничивают мобильность населения, тормозят развитие экономики, снижают конкурентоспособность отечественных товаров и поставщиков транспортных услуг. То есть, существующая сеть дорог по своим параметрам не соответствует сегодняшним потребностям и в первую очередь тенденциям стойкой автомобилизации. Опыт развитых стран говорит о том, что темпы роста части автомобильного транспорта в транспортном балансе страны приблизительно соответствуют темпам роста ВВП, поэтому экономический рост в Украине неминуемо будет сопровождаться ростом автомобилизации транспортного комплекса и экономики в целом. Это еще больше обострит проблемы.

Важен и региональный аспект развития транспортной сети – множество узких улиц в экономически развитых регионах, крупных городах, где более 25% от общей протяженности дорог работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки; наличие периферийных регионов, где транспортные магистрали либо вообще отсутствуют, либо находятся в ужасном состоянии. И это при том, что надежная транспортная система – это тот потенциал, тот инструмент, который способен внести свой вклад в исправление экономического и социального неравенства в развитии регионов, поскольку научно доказано, что существует тесная взаимосвязь между развитием транспортной системы и пространственным распределением экономической активности.

 

– В заключение, какие проблемы, наш Ваш взгляд, ждут первоочередного решения?

– Проблем действительно хватает, но если речь идет о построении морского государства, важно возобновление морских традиций, которые нашей страной практически полностью утрачены, поскольку только те страны, в которых морские традиции распространены на все общество, достигают значительного успеха в этой сфере. Примерами могут быть Норвегия, Греция, Великобритания, Нидерланды, в которых значительная часть государственного бюджета формируется за счет торгового судоходства и смежных с ним сфер деятельности.

Если абстрагироваться от проблем только транспортных и посмотреть на экономику страны в целом, то первоочередного решения требуют вопросы выбора пути развития. Безусловно, на сегодняшний день это должен быть только инновационный путь. О развитии государства в качестве ресурсного донора речь не идет, но даже и традиционный для индустриально развитых стран тип экспортного производства (за исключением экспорта высокотехнологичной продукции) уже не представляется оптимальным. Только использование высоких, наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих технологий даст возможность роста эффективности национальной экономики, построения цивилизованного общества. И именно наука является основой такого пути, что отражается в крупных инновационных и инвестиционных проектах, генерировании идей, которые обеспечат высокие темпы развития экономики, предоставлении интеллектуального капитала, определяющего уровень развития нации.

Анна Ткач, moryakukrainy

Tags: морехозяйственный комплекс, порты
Subscribe
promo kurush1 february 8, 2011 10:49 16
Buy for 10 tokens
Здесь будет идти речь практически только о не признанных официальным московским патриархатом иконах (хотя и многие «признанные» святые и иконы ничуть не лучше, вспомнить хотя бы Николая II или столь активно насаждаемый в столичной православной среде культ Матроны Московской). Сразу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments