kurush1 - Блог Максима Гардуса (kurush1) wrote,
kurush1 - Блог Максима Гардуса
kurush1

Национальные про… эх, ты!, или Потемки в «Дунайском коридоре»

Николай Пундик, председатель Одесского областного совета, прокомментировал перспективы реализации проектов строительства железной дороги Измаил – Рени и автобана Одесса – Рени.


Николай Пундик, председатель Одесского областного совета, отвечая на вопросы главного редактора газеты «Одесские известия» («ОИ» № 21 от 24 февраля 2011 г.), прокомментировал перспективы реализации проектов строительства железной дороги Измаил – Рени и автобана Одесса – Рени. Учитывая то, что эти проекты имеют стратегическое значение для нашего региона, высказывания Николая Владимировича заслуживают особого внимания. Тем более что они, как оказалось, не очень-то совпадают с официальными тезисами государственной транспортной политики.   

 Откровенно о сокровенном

 «Комплексная программа развития Придунавья учла самые социально значимые проблемы региона, – заявил Н. Пундик. – Я сказал бы, что это программа государственного значения. Совершенствование работы, внедрение новых технологий в дунайских портах несет для Украины потенциал весомого использования транзитных возможностей с двенадцатью европейскими странами, а строительство трассы Одесса – Рени, сметная стоимость которой 27,7 млрд грн, загрузит на полную мощность металлургические, машиностроительные, химические предприятия страны… Президент Украины во время последнего посещения Одессы подчеркнул, что развитие Придунавья – это большой национальный экономический бренд государства, и обещал, что возьмет под личный контроль Дунайский транспортный коридор».

«На сегодняшний день существуют две точки зрения по этому поводу, – сказал Н. Пундик, оценивая «жизнеспособность» идеи сооружения железной дороги Измаил – Рени. – Первая: дорога нужна как воздух и она даст дальнейшее развитие, в том числе грузопотоков в таких портах, как Измаил и Рени. Другая: ничего, кроме «перетекания» груза из Измаила в Рени, она не даст. Имеется в виду, что если суммарный грузооборот портов Измаил и Рени составляет, условно говоря, 10 млн тонн, Измаил работает на максимуме 6 млн тонн, а Рени – 4 млн тонн (30% от мощности), то строительство этой дороги в сумме составит те же 10 млн тонн.


Сейчас проектно-сметная документация не готовится, даже не проведены геолого-изыскательские работы. Если посмотреть на карту Одесской области, то увидим, что на этом участке сплошные водоемы, болота, неустойчивые грунты. А там, где суша – уже распаеванная земля. Закона о выкупе распаеванной земли у нас пока тоже нет. По экспертным оценкам, строительство этой железной дороги будет примерно равно строительству автомобильной дороги Одесса – Рени. Но говорить, что это бесперспективно, я тоже не возьмусь».

«Строительство состоит из нескольких этапов, – отметил председатель облсовета относительно проекта автобана Одесса – Рени. – Сейчас период подготовки проектно-сметной документации. Пока котлованы никто не копает, сваи не забивает, только определяют, где все это делать, потому что существует несколько вариантов перехода через лиман, через Днестр. Но вопрос не застопорился. Конечно, хотелось бы, чтобы поддержка государства была более активной. «Дунайский транспортный коридор», один из одиннадцати национальных проектов, находится, как я уже говорил, под непосредственным кураторством нашего президента Виктора Януковича. В комплексе он включает в себя автомобильную дорогу Одесса – Рени.

В Европе мы нашли только одного союзника, которому эта дорога необходима так же, как и нам – это Турция. Ни для кого не секрет, что Румыния, как член Евросоюза, всеми возможными рычагами оттягивает решение этого вопроса, так как для них очень важно, чтобы транзитные пути проходили через территорию Румынии и Молдовы. А Турция, как мы и Россия, заинтересована в строительстве транспортного кольца вокруг Черного моря. Недавно наш президент встречался с премьер-министром Турции. Обсуждался, в том числе, и этот вопрос. Турецкая сторона выразила готовность и частными инвестициями, и государственным капиталом, и современными технологиями участвовать в строительстве дороги».


 

Две дороги: полная неопределенность

 

Чем же выделяется это интервью из общей массы официальной информации? В первую очередь, режет слух звучащая в словах Н. Пундика неопределенность. Председатель облсовета достаточно четко дал понять, что проект железной дороги Измаил – Рени, как говорится, вилами по воде писан: экономическая целесообразность строительства магистрали до сих пор вызывает сомнения. Что же касается автобана Одесса – Рени, то и эту тему Н. Пундик не смог наполнить конкретикой: его слова о том, что амбициозный проект все еще находится на стадии подготовки проектно-сметной документации, просто удручают…

Автору этих строк вспомнился визит Николая Владимировича в Рени в апреле 2010 года. Будучи в тот период заместителем губернатора Одесской области, Н. Пундик сообщил, что «Президент Янукович с энтузиазмом воспринял проект автобана Одесса – Рени», и сейчас работа в этом направлении возобновляется; в частности, Кабмин уже включил автотрассу в перечень объектов стратегического значения.

С тех пор прошло десять месяцев. Но дело даже не в том, что за это время «энтузиазм президента Януковича» никак не помог проекту автобана продвинуться вперед. Проблема в том, что в нашем государстве, похоже, левая рука по-прежнему не знает, что делает правая.

По словам руководителя национального проекта «Развитие Дунайского коридора» Виктора Бездольного, в числе приоритетных направлений данной инициативы предусмотрено строительство автодороги Одесса – Рени (через Измаил) и сооружение железнодорожной ветки Измаил – Рени в обход территории Молдовы. Следует подчеркнуть: это уже не декларация о намерениях, а утвержденная на высшем уровне государственная программа. Значит, если следовать логике, в Киеве никто не сомневается в целесообразности названных транспортных проектов: они, по всей видимости, «снабжены» и технико-экономическим обоснованием, и прогнозными расчетами будущей эффективности. Но как в таком случае объяснить откровенный скепсис, выраженный Н. Пундиком по поводу железной дороги Измаил – Рени? Кому верить: одному из руководителей Одесской области или тексту национального проекта?

Лично я больше доверяю председателю облсовета – как и всякий местный чиновник, он лучше владеет ситуацией в своем регионе. Однако это очевидное обстоятельство лишь выпячивает те противоречия, которые обнаружились после интервью Н. Пундика областной газете. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что пропасть между государственными проектами и реальными шагами возникла не вчера. И очень обидно, что среди «жертв» этой пропасти может оказаться долгожданная автотрасса Одесса – Рени. Во всяком случае, все к тому идет.

Текут слова, уходят годы, но ни начала, ни конца…

Давайте на пять минут абстрагируемся от аналитических размышлений и просто проследим хронологию заявлений высокопоставленных чиновников.

Июнь 2007 года. Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский и вице-президент Европейской комиссии по вопросам транспорта Жак Барро обсудили возможности строительства автобана Одесса – Рени, который позволит увеличить транзитные грузопотоки по территории Украины и сократит путь движения товаров приблизительно на 1 тысячу километров. «Нужно, чтобы транспортные проекты, предложенные Украиной, совпадали с инфраструктурой Европы», – подчеркнул Ж. Барро. Для решения этого вопроса он предложил создать фонд, который бы объединил средства, предусмотренные для развития инфраструктурного сектора Украины, дополнительные финансовые ресурсы государств-участников и частные инвестиции.

Июль 2007 года. Губернатор Одесской области Иван Плачков заявил, что строительство автотрассы Одесса – Рени планируется начать уже в следующем году (то есть в 2008-м). По словам И. Плачкова, ориентировочная стоимость проекта – 2,5 млрд долларов, он будет осуществляться на концессионной основе.

Июнь 2008 года. Губернатор Одесской области Николай Сердюк сообщил, что к проекту автобана Одесса – Рени проявили интерес несколько крупных европейских компаний, с одной из которых, австрийской, уже ведутся предварительные переговоры. Как отметил губернатор, компания готова вложить в реализацию проекта около 5 млрд евро, однако для перевода переговоров в практическую стадию необходимо согласие правительства, которое должно делегировать областной госадминистрации право на подписание столь масштабного договора.

Июнь 2009 года. Губернатор Одесщины Николай Сердюк проинформировал, что инвестированием в строительство дороги заинтересовалась делегация Законодательного собрания Ленинградской области (наряду с Францией и Израилем). «Трасса будет достроена – это вопрос времени. Эта дорога является возрождением Великого шелкового пути, – отметил Н. Сердюк. – У нас год ушел, чтобы эта идея захватила не только губернатора Одесской области, но и правительство».

Ноябрь 2009 года. Губернатор Одесской области Николай Сердюк заявил, что средства в строительство автобана готовы вложить Китай и ряд стран Западной Европы. «Переговоры продолжаются. Уже хорошо то, что дорогу включили в государственный план строительства дорог», – сказал Н. Сердюк. А через некоторое время губернатор сообщил, что желание участвовать в строительстве трассы выразила испанская компания «Grup Tarradellas». Соответствующим Постановлением Кабмина было определено, что автобан будет строиться на условиях концессии.

Сентябрь 2010 года. Губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук заявил: «Проект автомагистрали Одесса – Рени вышел на завершающую стадию, и у нас есть инвестор. Я думаю, в следующем году будет начато строительство. Два миллиарда долларов готова вложить Турция, но также инвестировать этот проект готовы Китай, Россия и страны ЕС. Со стороны турецкого инвестора уже получены гарантии».

Как отмечено на Информационном сайте Одессы, участие государства в финансировании проекта составит 15% от стоимости строительства. Предполагается, что возврат инвестиций будет осуществляться путем внедрения платы за проезд по дороге, а также за эксплуатацию объектов дорожного сервиса, придорожной инфраструктуры, размещение рекламы, логистических центров, современных линий связи вдоль дороги и т.д.

…И вот теперь председатель Одесского облсовета Н. Пундик откровенно заявляет, что «пока котлованы никто не копает, сваи не забивает, только определяют, где все это делать…» Интересно, а что же определяли с 2007 года губернаторы Плачков, Сердюк и Матвийчук вместе с членами Кабмина? Ведь что-то же они определяли?! И когда, наконец, оно будет определено? Видимо, тайна сия велика есть.


Вот тебе и концессия

Принято считать, что украинское правительство потеряло интерес к проекту автобана Одесса – Рени после того, как Одессу исключили из списка городов, где будет проходить чемпионат Европы по футболу 2012 года. Однако это лишь часть правды. Провальная транспортная и транзитная политика – старая хроническая болячка нашей страны. Что с Евро, что без Евро.

Информация к размышлению. В Украине еще 10 лет назад был запущен концессионный дорожный проект Краковец – Львов – Броды, но он до сих пор не реализован. Это при том, что инвестиционные компании признали магистраль Краковец – Львов – Броды одним из самых привлекательных проектов в области реконструкции дорог. Вот почему эта трасса стала объектом первого эксперимента по реализации дорожного строительства на условиях концессионного договора. В 2001 году специально для участия в проекте был создан консорциум «Трансмагистраль», который выиграл конкурс на получение дороги Львов – Краковец в концессию на 45 лет. Но с того момента дорога мало изменилась: в высшую категорию качества – первую – за минувшие годы перевели только несколько километров трассы. «Десять лет не реализуется проект, концессионер до сегодняшнего дня не смог найти деньги и начать строительство. А сейчас и вовсе компания находится в судах по делу о банкротстве», – отметил заместитель главы «Укравтодора» Николай Березовский. В итоге «Укравтодор» заявил о намерении расторгнуть договор концессии относительно трассы Львов – Краковец.

Между тем эта история чуть было не стала одной из причин, по которым Украина могла потерять право на проведение Евро-2012. А все потому, что недостроенная автотрасса Львов – Краковец является частью международного транспортного коридора Берлин – Вроцлав – Киев…

«Если мы будем продвигаться такими темпами, то мы на аэродром не попадаем», – сказал один из героев «Иронии судьбы». И хотя он имел в виду темпы в другом «виде деятельности», похоже, мы все уже никуда не попадаем.

Андрей Потылико, г.Рени, Одесская обл. moryakukrainy

Tags: морехозяйственный комплекс
Subscribe
promo kurush1 february 8, 2011 10:49 16
Buy for 10 tokens
Здесь будет идти речь практически только о не признанных официальным московским патриархатом иконах (хотя и многие «признанные» святые и иконы ничуть не лучше, вспомнить хотя бы Николая II или столь активно насаждаемый в столичной православной среде культ Матроны Московской). Сразу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments